wedacces (wedacces) wrote in wedaccessories,
wedacces
wedacces
wedaccessories

Categories:

Ответ на вопрос. Еврейская свадьба

В прошлую пятницу я обещала, что теперь каждую неделю буду отвечать на любой ваш вопрос.
Ну что ж, слово я держу. И рассказываю про Иудейскую свадьбу специально для oxezy.

  

 

Продолжаем «посещать» свадьбы в разных странах.
Следующая страна – Израиль и иудейская свадьба.
В наше время почти все народы отошли от своих свадебных традиций, а вот еврейский как раз их очень чтит. Конечно, есть отступления, но в большинстве своем, все, как и раньше.

В соответствии с законом, в Израиле совершается только религиозное бракосочетание. Это означает, что оно должно соответствовать требованиям одной из признанных конфессий. В то же время, при предоставлении подтверждающего документа, признаётся юридически законным и нерелигиозный брак, заключённый за границей. Тем не менее, даже к такому бракосочетанию
применяются требования в соответствии еврейской религии.

Мужчина и женщина не имеют права начинать совместную жизнь без присутствия вух свидетелей. Согласно концепции иудаизма, брак регистрируется не священником или раввином, а собственными действиями людей вступающих в брак (передачей кольца) и этими двумя свидетелями, которые являются при этом представителями всего израильского народа.

Помолвка - Тноим
Еврейская помолвка называется Тноим, что буквально означает «условия».
Помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе. Таким образом, перед началом свадьбы составляют и подписывают Ктубу – брачный договор.
Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей.
Интересный факт - свидетели должны быть мужчинами, евреями, верующими и обязательно и взрослыми (согласно еврейскому закону совершеннолетие - это 13 лет). Они должны не опоздать и прийти заранее, чтобы участвовать в составлении Ктубы и поставить свои подписи.
Ктуба – это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, Ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он ее не лишит». (Тора - самая главная и самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. В иудаизме существует запрет на непосредственное изучение Торы неевреями).
Функция Ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. Ктуба – это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами еврейских мудрецов, она препятствует тому, чтобы «муж относился легкомысленно к разводу с женой».



Текст Ктубы составлен на арамейском языке – разговорном языке евреев в эпоху мудрецов. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой стандартный, красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности. При составлении Ктубы и ее оглашении раввин переводит текст на язык, понятный жениху и невесте.
Перед подписанием Ктубы раввин оглашает ее текст целиком, и перед тем, как документ будет подписан, жених подтверждает свои обязательства совершением киньяна (символическим действием поднятием какой-либо вещи, например, носового платка, обозначающим окончательность его решения) в знак того, что он не передумает, и не будет пытаться изменить то, что записано в Ктубе.
Кроме того, во время помолвки оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым. Как правило, устанавливается и приблизительный срок свадьбы. Если документ не пишется, то все эти договоренности оглашаются устно.
После оформления помолвки и ее оглашения матери жениха и невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию, таким
же необратимым должен быть только что совершённый процесс обручения. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо «откололись» жених, от всех других женщин, кроме своей будущей жены, и невеста, от всех
других мужчин, кроме своего будущего мужа.
После этого устраивается небольшое застолье в кругу родственников и близких друзей.

Несмотря на символическое значение Тноим, договоренность о свадьбе является, по сути, договором о намерениях и не накладывает никаких окончательных обязательств.

Назначение времени свадьбы
Существуют некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя.
Это:
• шабат (с захода солнца в пятницу и до выхода звезд в субботу);

•йом тов (еврейский праздник, когда запрещена работа), включая "холь а-моэд" (полупраздничные дни): Рош а-Шана, Йом-Кипур, Шавуот, вся неделя Суккот, вся неделя Песах;
дни постов: 9-е Ава, 17-е Таммуза, 3-е Тишрей ("Пост Гедалии"), 10-е Тевета,

•13-ое Адара ("Пост Эстер");

•особые траурные периоды: дни Омера - от начала Песах до Шавуот (кроме Лаг ба Омера) и дни "бейн а-Мецарим" между 17-м Таммуза и 9-м Ава.

И наоборот "спрос" на свадьбу повышенный в:

•месяц перед Песах,
•Лаг ба-Омер (особенно!) и две недели после него,
•две недели перед 17-м Таммуза,
•две недели после 9-го Ава (особенно 15-го Ава),
•период осенних праздников.

Миква
Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву.
Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.



Так же, если есть желание сделать все по правилам – жених и невеста постятся в день свадьбы (не едят и не пьют), но раввин этого не требует.

Место проведения свадьбы
Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. Например, в Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение – Хупа-зал. Банкет может, в принципе, проходить в любом месте – ресторане, клубе или банкетном зале гостиницы. Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, праздничную трапезу лучше устроить в ресторане при синагоге, поскольку там для вас будет приготовлена кашерная, т.е. разрешенная еврейским законом пища.

Одежда
Разумеется, одежда и жениха, и невесты, и гостей должна быть праздничной.
Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой.
Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани. Потому что вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. В покрое и фасоне свадебного платья не должно быть глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка – колени, и ткань не должна быть прозрачной.
То же самое относится и к одежде всех остальных участниц свадебной церемонии.

Неделя до свадьбы
Перед свадьбой жених и невеста какое-то время не должны видеться. Время варьируется от одной недели до одного дня. Встречаются они уже под хупой. Хупа – это балдахин, символизирующий дом жениха, куда вводят невесту. Непосредственно
под хупой стоят: жених с невестой, их родители и раввин. Перед тем, как лицо невесты закрывают фатой, жених заглядывает ей в лицо, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.

В течение нескольких дней до свадьбы, а также всей свадебной недели, молодая пара считается «королевской четой». Поэтому на протяжении всего этого времени новобрачных непременно должен кто-нибудь сопровождать.

В субботу, предшествующей свадьбе, во время утренней молитвы жениха вызывают к Торе. В честь жениха присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения его осыпают сладостями, чтобы жизнь
молодоженов была счастливой и сладкой.
Принято также в эту субботу в синагоге устраивать Кидуш (особая короткая молитва, посвященная данному празднику) при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.
Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шаббос кала («Суббота невесты»), или Форшпилъ.

Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей – Кабалат паним. Накрывают стол с легкими закусками и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны встречаться друг с другом, Кабалат паним проводят в двух разных местах – отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии молодые принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.
Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд Бадекениш – покрыть лицо невесты фатой.
Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.
Люди, сопровождающие жениха и невесту, называются шошвиним. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям – самым близким людям бракосочетающихся. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобы шошвиним были женаты в первом браке – это добрый признак для молодых.

Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой.
Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.

Затем жених со своей «свитой» направляется к хупе и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже. Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них, так же как у отцов молодых, зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними.
Невеста вместе с сопровождающими семь раз обходит вокруг жениха. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира. Затем невеста становится по правую руку от жениха. Отцы стоят рядом с женихом, матери – рядом с невестой.

Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу. Именно здесь совершается обряд обручения – Кидушин, – который ведет раввин.
Раввин произносит благословения над бокалом вина. Жених и невеста отпивают из бокала вина, над которым раввин произнес благословение. Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости.
Кольцо надевают на указательный палец правой руки (однако носить его невеста будет все же на безымянном).
Свидетели провозглашают 3 раза: «мекудешет» что в переводе означает, освящена, а остальные повторяют за ними. И вот с этого момента молодые считаются мужем и женой.

Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров, букв и символов. Положено, чтобы стоимость кольца была не меньше прута – монеты наименьшего достоинства во времена Талмуда, стоимость, которой равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, мудрецы установили раз и навсегда, что кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. Интересно, что по еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина.



Затем публично зачитывается Ктуба - договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктубе помимо обязательств, жениха перед невестой прописывается и размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.



Далее наливают второй бокал вина и читают Шева Брахот - семь свадебных благословений, иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей-мужчин. Следует решить заранее, кому предоставить право произнести эти благословения.
После каждого благословения все отвечают «амен». Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна – десяти мужчин-евреев.
После последнего из благословений жених и невеста пьют вино - уже как муж и жена.

Затем отец невесты даёт жениху выпить из бокала, и точно так же мать жениха даёт выпить из бокала невесте.
А в конце церемонии жених разбивает ногой стеклянный бокал (который для безопасности обычно заворачивают в бумагу или кладут в пакет). Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме.



Сразу после церемонии свидетели провожают молодоженов в комнату Хедер Ихуд, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они едят легкий ужин после поста. Уединение, символизирующее брачное соединение и завершает процесс кидушин. Факт уединения должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В течение всего времени уединения в комнату никто не имеет права входить.

За этим следует праздничное застолье.
Начинается трапеза с благословения над халами – праздничными хлебами.
Особое значение во время трапезы придается тому, чтобы веселить жениха и невесту. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может.
По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга. По завершении свадебной трапезы произносят благословение после еды и снова повторяют «Семь Благословений», которые уже читали под хупой.

Подарки
Принято, что родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит (молитвенное покрывало), в который на следующее утро, к утренней молитве жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек. А жених дарит невесте сидур (молитвенник), украшенный инициалами невесты, а так же букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.
Еврейская традиция никак не регламентирует подарки остальных родственников и гостей. Обычно молодым дарят то, что может пригодиться им в хозяйстве и обустройстве дома.

Свадебная неделя
В течение семи дней после свадьбы устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе. Цель этого обычая – дать возможность услышать свадебные благословения тем, кто не попал на свадьбу. Поэтому необходимо, чтобы каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствовал хотя бы один новый приглашенный. Эти трапезы обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты. 
 

Я на самом деле совсем была не знакома с традиционной еврейской свадьбой, теперь она мне кажется очень интересной.
Раскажите, может кто был такой невестой или был на такой свадьбе. Все ли верно я написала. Потому что источников было пересмотрено великое множество. 
 

Ну и задавайте свои вопросы. Мне очень интересно их услышать и на них ответить! Просите - не стесняйтесь!

Tags: рубрика "вопрос-ответ", свадьбы/традиции народов мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments